Литва (племена)

Мнения исследователей относительно происхождения этнонима «Литва» расходятся. Высказывается, в частности, предположение о его связи с названием реки Лиетава (Лиетава, приток реки Вилия). Название «Литва» (Lituae) впервые встречается в Кведлинбургских анналах в записи за 1009 год. Литва также неоднократно упоминается в «Повести временных лет», где этот словом в разных местах называются и племена, и страна – территория Литовского государства тех времен.Согласно словарю Фасмера, русское название «Литва» восходит к древнерусскому «литъва». По мнению автора, это слово было заимствовано из литовского «Lietuva» («Литва»).

300px | right | thumb | Расселение славянских племён в IX веке. Променад, созданный в бронзовом веке на основе племён культуры шнуровой керамики. В I веке до н. э. и в первой половине I века н. э. будущий ареал литвы был частью обширной территории культуры штрихованной керамики, оставленной одним из древних племенных образований балтов. Ряд исследователей отмечают движение населения в западной части ареала в IV веке н. э., укреплённые поселения этой культуры прекращают свое существование (гибнут в огне пожарищ). В археологии принято считать, что литве господли так называемые восточно-литовские курганы, для которых характерны погребения с лошадьми. Во второй половине I века н. э. с развитием земледелия и скотоводства и ремёсел племенные союзы разрушились, им на смену пришли территориальные сообщества В период с середины V века по серединену VI века в Прибалтике (Мазуры, Пруссия, Самбия, Восточная и Центральная Литва), переходы в материальной культуре и погребальных обрядах, социальной структуры населения. Эти изменения связывают с появлением групп хорошо вооружённых и организованных людей – ветеранов гуннских войн, вероятно воинов Аттилы. К ним присоединяются группы готов, герулов и представители других племен. В погребальной обрядности хода серьёзных изменений, на смену ингумаментов приходят кремации. Пришельцы осваивают новые земли, создают дружины, создают систему межплеменных связей. Формируется так называемая Ольштынская группа, памятники которой датируются последней четвертью V века. Все эти процессы приводят к формированию раннесредневековой прусской культуры. В письменных источниках хорошо освещено так называемое «возвращение на родину герулов» .Ф. Д. Гуревич отмечала отсутствие преемственности в древности из курганов восточнолитовского типа в Верхнем Понеманье между городищами IV и V вв. Известно, что наиболее поздние из верхнееманских городищ со штрихованной керамикой имели развитую систему укреплений, не свойственную более ранним памятникам, свидетельствующую о возросшей опасности нападения извне. Многие древние городища были уничтожены огнём.В VII-VIII веках на части части литовской территории обряд кремации становится господствующим, все более распространяясь на западные районы; исключение составляет регионы жемайтов. Позднее появляются также погребения с конями Со 2-й половины X века приходит активная славянская колонизация ятвяжских земель, лежащих на север от Киевской земли в верховьях Немана, где возникает славянские поселения (Гродно, Новогрудок и другие). По мнению некоторых историков, это было связано с принятием на Руси христианства и уходом части языческого славянского населения в лесные районы Понеманья. В бассейне Немана и происходила встреча славян и балтов. В восточной части ареала проживания ятвягов чересполосно возникает славянские поселения.В это же время на землях соседей – полоцких кривичей – появляются новые города Менеск и Изяславль. В первой половине XI в. предпринимает ряд военных походов русских князей на литву. Вскоре в русских летописях литва начинает упоминание как данник Руси. XII века складываются феодальные отношения, литва поначалу зависит от Полоцка, но с 90-х годов XII века, уже Полоцкое княжество зависит от литовских феодалов, а с середины XIII века, как и Минское княжество, находится в составе Великого княжества Литовского.

О литовцах (Lettones) Генрих Латвийский впервые упомянул в Хронике в связи с событиями февраля 1185 года, когда «В ближайшую зиму литовцы (Lettones), разорив Ливонию, весьма многих увели в рабство.». Ещё в XIV веке сформировалась легендарная версия происхождения литовцев и Литвы. По версии краковского каноника Яна Длугоша, литовцы произошли если не от римлян, то от италиков, из Италии переселившихся в северную страну. После окончательного присоединения Жемайтии к Литве (Мельнский мир 1422 года) версия Длугоша была включена Гаштольдами и развита в легендарных Хрониках: «А в то время, где Кернус правил, на Завилейной стороне людей его за Вилией осели и играли на трубах дубасных. И прозвал тот Кернос, что он на них играет, туба, и дал имя тем людям своим латыни, сложив берег с трубой, Listubania. А простые люди не умели говорить по-латински и начали называть просто Литвою. И с того времени начал себя звать наро

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *