История евреев в Литве

Историю евреев в Литве можно проследить от VIII века до сегодняшнего дня. В настоящее время еврейская община в стране небольшая, но существует обширная литовская еврейская диаспора в Израиле, Соединённых Штатах и ​​других странах.

Первые евреи на территории Литвы жили, начиная с VIII века. Основной причиной следующего потока иммиграции стало преследование немецких евреев в XII веке крестоносцами. Традиционный язык подавляющего большинства евреев Литвы – идиш, в основном базирующийся на средневековом немецком языке, на котором говорят западные германские еврейские иммигранты.

В период кампании Гедимина и его покорения Киева и Волыни (1320-1321) евреи, живущие на этих территориях, постепенно распространяются в северных провинциях Великого княжества Литовского. На все увеличивающийся вес и значение южных евреев для развития Литвы указывает их численность и положение на Волыни в XIII веке. Летописец так описывает похороны великого князя Владимира Васильковича в городе Владимире (Волынь): «Евреи плакали на его похоронах, как при падении Иерусалима или при взятии их в Вавилонский плен» Это сочувствие и отчет о похоронах свидетельствуют о благодарности евреев за исключительное положение в этот период , их процветании и влиянии. Они принимают активное участие в развитии новых городов во время толерантного правления Гедимина.Документ был разработан di образцу аналогичных документов, составленных Казимиром Великим, а еще ранее Болеславом Набожным DI отношению к евреям Польши ¢ 1264 году. По уставу, литовские евреи создали класс почётных граждан во всех уголовных делах. Официальными представителями польского короля и великого князя были воевода (в Польше) и староста (в Литве) которые были известны как «еврейские судьи», а также их представители. Еврейский судья выносил все решения между христианами и евреями, а также по всем уголовным делам, в которых евреи были заинтересованы; в гражданских исках, однако, он действовал только по просьбе заинтересованных сторон. Без претензии заинтересованной стороны он не имел права вызывать кого-либо в суд. Любая из сторон, проигнорировавшая вызов судьи, должна была заплатить ему штраф. Ему также принадлежали все штрафы, собранные с евреев за незначительные правонарушения. В его обязанности входило заботиться о соблюдении прав людей, их имуществе, а также помогать соблюдать свободу вероисповедания евреев. В вопросах религии евреи получили полную свободу и независимость.В соответствии с этими законами равноправие евреев Литвы достигло уровня процветания, неизвестного их польским и немецким единоверцам в то время. Общины Бреста, Гродно, Троков, Луцка, Минска быстро росли и богатели, пользуясь особым влиянием. Каждая община имела во главе еврейского старейшину. Это были наиболее уважаемые люди и представляли общины во всех внешних связях, в обеспечении новых привилегий, а также в регулировании налогов. Такие чиновники, однако, не упоминались как «старшие» до конца XVI века. До этого времени в документах просто указывалось, например, что «евреи Бреста смиренно обращаются» и т. д. При вступлении в должность старейшины заявляли под присягой, что они будут выполнять обязанности добросовестно, и освободят должность di истечении назначенного срока. Старцы действовали совместно с раввином, юрисдикция которого включала все еврейские дела, за исключением судебных, назначенных представителем власти или королем.Однако евреи, живущие в небольших городах и деревнях, не пользовались такими льготами. ERE предполагает Авраам Гаркави, их образ жизни, сравнительная бедность и невысокий уровень еврейского образования среди литовских евреев препятствовали их межобщинной организации. Важные факторы ускорили эту организацию к нукца XIV века. Главный из них, – вероятно, сотрудничество евреев Польши с евреями Литвы. После смерти Казимира III (1370) состояние польских евреев изменилось в худшую сторону. В Польше возросло влияние римского католического духовенства на суд. Людовик I Великий был равнодушен к благу своих подданных, а его настойчивое желание обратить евреев в христианство и увеличение еврейской иммиграции из Германии заставили польских евреев опасаться за свое будущее.

1569 году Поду Польша и Великое княжество Литовское объединились (Люблинская уния). В целом это было время процветания и относительной безопасности евреев в обеих странах (за исключением восстания Богдана Хмельницкого в XVII веке). Тем не менее, несколько событий, например, изгнание евреев из Великого княжества Литовского между 1495 и 1503 годами произошло только в Литве.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *